Программа спецкурса «Современная журнальная проза» имеет своей целью ознакомление учащихся с наиболее интересными журнальными публикациями, получившими резонанс в читательских и литературных кругах конца ХХ — начала ХХI века.
Данный курс — попытка воспитания активного читателя, ощущающего потребность в систематическом знакомстве с новинками литературы.
Произведения в основном группируются в блоки вокруг имени писателя и по темам внутри них. Первоочередным критерием отбора произведений является степень их интереса для старшеклассников и несомненная свежесть, оригинальность, воспитательная ценность, присущая отдельным произведениям литературы рубежа веков.
Программа элективного курса призвана в первую очередь обеспечить интересы учащихся гуманитарного профиля. Отобранные для курса произведения так называемых малых жанров (рассказы, повести) позволяют при плотной занятости старшеклассников дать представление о современном литературном процессе.
Одной из задач, стоящих перед спецкурсом, является показ сложности, многопроблемности литературы последних лет с её мыслью о ценности и важности добра на земле.
Программа предназначена для работы в 11-м классе, но возможно её использование и в 9–10-х классах, при этом допустима замена одних произведений, авторов на другие, а количество часов может подлежать сокращению либо увеличению.
Учащиеся должны уметь:
- определять тему и нравственные проблемы изучаемого произведения;
- характеризовать героя на основании его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, его речи и авторской характеристики;
- выявлять художественные особенности конкретного произведения;
- грамотно высказывать и обосновывать своё отношение к художественному произведению, выступать с сообщением, мини-исследованием, участвовать в беседе, диспуте, писать рецензии, отзывы, эссе.
Формы контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся:
- устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы;
- характеристика персонажа и сравнительная характеристика нескольких персонажей (устная и письменная);
- мини-исследования с последующим творческим отчётом;
- написание сочинений разных жанров;
- подготовка и защита рефератов;
- участие в читательских конференциях.
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с «толстыми» журналами (обзор): «Новый мир», «Знамя», «Москва», «Октябрь», «Роман-газета XXI век», «Смена». Имена знакомые и новые на страницах журнальных публикаций: А. Адамович, В. Астафьев, Г. Бакланов, Ю. Буйда, В. Быков, Б. Екимов, Ф. Искандер, Е. Носов, В. Распутин, Л. Улицкая.
Тема 2. В. Астафьев. Последние публикации писателя.
«Ягоды для папы» («Роман-газета», №7, 2005). Образ автора-повествователя в рассказе. Автобиографичность рассказа. Попытка осмыслить всю свою прожитую семейную жизнь. Мысль об ответственности за семью, отец как учитель и наставник. Богатая символическая система в рассказе: горная река Чусовая как символ жизни со всеми её течениями и трудностями; дождь — символ беды, грядущей неприятности; Кутамышский мыс — символ вечности; земляника — счастливая жизнь, радость земного бытия.
«Весёлый солдат» («Роман-газета», №6, 1999). Смысл эпиграфа. Послевоенная эпоха как эпоха трагическая, наполненная горечью. «Жестокая» память фронтовика. Борьба за выживание, судьба фронтовика в рассказе. Проблема милосердия в рассказе, смысл названия. Образ рассказчика как собирательный образ русского человека. Своеобразие композиции. Язык сказителя в произведении. Пейзаж и его роль, смысл легенды о трёх реках.
«Жестокие романсы» («Роман-газета», №7, 2005). Война в изображении Астафьева. Автобиографичность рассказа. Галерея человеческих типов в произведении. Портретная и психологическая характеристика героя, духовный рост офицера Кольки-дзыка — Кольки Чугунова. Горькая судьба фронтовика.
«Пролётный гусь» («Роман-газета», №7, 2005). Драматические моменты истории страны и народа: война, трудная послевоенная жизнь. Воспоминания о прошлом и скромный облик фронтовика. Проблема справедливости в рассказе. Семья как главная ценность, ради которой стоит побороться за выживание. Отношение поколений в произведении. Роль эпизодических персонажей.
«Тень рыбы» («Смена», №1, 2000). «Улыбка волчицы» («Октябрь», №7, 1989). «Ельчик-бельчик» («Новый мир», №9, 1989).
Величественная красота и ранимость первозданной сибирской природы. Мысль об ответственности человека за природу в произведениях Астафьева. Борьба мира за выживание, человек на его пути. Приём очеловечивания в притче «Ельчик-бельчик», жанровое своеобразие. Обращённость к человеку в рассказе.
Тема 3. В. Быков.
«Полюби меня, солдатик…» («Дружба народов», 2001). Острая полемика по поводу рассказа В. Быкова. Современное осмысление социально-психологического среза войны. Нравственные основы личности в трагических коллизиях войны. Образ молодого бойца, его нравственная чистота. Женщина и война. Проблема милосердия и человечности в рассказе.
«Глухой час ночи» («Дружба народов», №3, 2001). Современные реалии в рассказе. Человек в условиях выбора. Нравственная проблематика произведения.
«Пасхальное яичко» («Дружба народов», №9, 2000). Изображение послевоенной деревни. Приметы времени в рассказе, трагичность бытия. Вставные эпизоды в рассказе: история Выползка, воспоминания Ганны. Специфика использования автором имён собственных. Приём внутреннего монолога, самохарактеристики в рассказе. «Женское счастье» Ганны. Смысл концовки.
Тема 4. Е. Носов.
«Сронилось колечко» («Москва», №1, 2002). Деревня накануне и во время коллективизации. Образ русского труженика, хозяина на земле. Поэтизация старого уклада, исчезающего из деревенской жизни. Роль вставных конструкций (рассказ деда о водяном). Представители власти в рассказе. Тема раскрестьянивания в произведениях Носова.
«Красное, жёлтое, зелёное» («Знамя», №10, 1992). Отражение особенностей времени в рассказе, уважение к человеку труда. Нравственное содержание рассказа. Судьба ребёнка, драматическая развязка, её смысл.
«Фагот» («Москва», №10, 2002). «Костёр на ветру» («Москва», №10, 1993). «Своя война» в показе Носова. Отсутствие фронта, развёрнутых военных действий. Яркость детали в рассказах. Смысл концовки в рассказе «Фагот». Тема памяти живых и мёртвых в рассказе «Костёр на ветру». История Алексея. Идея рассказа, толстовские традиции в показе войны. Нравственная проблематика произведений Носова.
Тема 5. Б. Екимов. Судьба человека в историческом контексте.
Рассказ «Возвращение» («Новый мир», №10, 1998). Проблема нравственных ценностей народа в меняющемся мире. Пристальный интерес писателя к сложному духовному миру человека. Лиризм мироощущения в рассказе Екимова. Тема духовной связи поколений. Пластическое восприятие природы во всём многообразии красок, звуков, запахов как особенность художественной манеры писателя. Поиск нравственного идеала в женских образах, сострадание и милосердие русской женщины.
«Враг народа» («Новый мир», №1, 1993). Мысль о необходимости хозяина на земле в рассказе Екимова. Главный герой как выразитель позиции автора. Семья — одна из человеческих ценностей. Отражение эпохи в рассказе (от раскулачивания до современных «врагов народа»). Роль внесюжетных элементов (пейзаж, интерьер, детали). Открытый финал рассказа, его смысл.
«Житейские истории» («Новый мир», №3, 1998). Жанровое своеобразие, обобщённый смысл названия цикла рассказов-зарисовок, продуманность их следования в порядке, раскрывающем идейный замысел автора. Образ пореформенной деревни. Боль автора за родную землю. Органичное единство художественного и публицистического в произведениях Екимова. Многоплановость и многопроблемность в цикле рассказов «Житейские истории»: проблема ответственности за прожитую на земле жизнь, проблема совестливости в человеке, «отцы» и «дети» и т.д.
«Возле стылой воды» («Новый мир», №10, 1996). Обострённое чувство угрозы гибели человека и всего мира как состояние души современного человека. История Сашки — отражение катаклизмов в истории нашей страны. Имена в рассказе. Облик рассказчика. Нравственное звучание произведения.
«Фетисыч» («Новый мир», №2, 1996). Пореформенная деревня — нищая и бесправная. Колхозно-совхозная бесхозяйственность и повальное пьянство среди оставшихся жителей вымирающей деревни. Образы детей как сохранившаяся надежда на возрождение. Проблема жизненного выбора, понятие гражданского долга. Образы учителей в рассказе. Роль пейзажа в раскрытии авторской идеи. Яркость характеров эпизодических героев. Образ гибнущей деревни. Смысл названия.
Тема 6. В. Распутин.
«Изба» («Наш современник», №1, 1999). Нравственная красота простого русского человека в рассказе. Вера в силы народного духа, золотое сердце русской крестьянки. Мотив разрушения и строительства. Судьба русской деревни. Символика в рассказе, сказовость, мифологизация повествования. Нравственные уроки рассказа Распутина.
«Женский разговор» («Москва», 1995). Тема разговора, диалога в произведении. Смысл названия. Психологический портрет Вики. Рассказ бабки о своей жизни. Трудная любовь Натальи. Две «женские правды» в рассказе. Антитеза как основной приём в произведении Распутина. Речевая характеристика героинь. Поэтическая картина природы, чистой, светлой, как антитеза «порушенному вековечному порядку». Надежда на осознание юной героиней своего «я», своего назначения на земле.
«Нежданно-негаданно». Современные реалии в рассказе. Ребёнок в бесчеловечных условиях преступного мира. Бессилие героя перед злой судьбой. Ощущение тотального неблагополучия современной России в рассказе.
«В ту же землю». Нераздельность природы и человека. Разорение российских деревень. Жизнь Пашуты. Портретная и психологическая характеристика Таньки, отношения бабки и внучки. Человеческая, гражданская боль писателя за боль другого человека. Пейзаж, интерьер и прочие средства характеристики героев.
Тема 7. Г. Бакланов.
Рассказ «Кондратий» («Знамя», №11, 1993). Человек в кругу семьи. Проблема «отцов» и «детей». Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение. Пристальный интерес автора к нравственным основам характера человека. Одиночество старика. Утрата нравственных традиций, дезориентация молодого поколения в произведении.
Тема 8. Новое слово в показе войны.
А. Адамович. Рассказ «Немой» («Знамя», №12, 1992). Необычность сюжета, конфликта в показе войны. Событие, поставившее героев перед выбором, цена любви. Драматичность повествования, суровая правда в показе событий, отражающих особенность эпохи. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Попытка писателя пробудить в человеке милосердие, любовь к ближнему, отвращение и ненависть к насилию. Публицистичность стиля произведения.
О. Ермаков. «Последний рассказ о войне» («Знамя», №8, 1995). Психологическая проза О. Ермакова. Нравственные основы личности человека в трагических условиях войны. Жизнь и смерть в рассказе. Абсурдность войны в Афганистане. Одиночество «афганца» в мирном обществе. Невозможность излечения от «афганского синдрома». Воспоминания Мещерякова о войне: тоска по родине, отсутствие надежды на выживание, расстрелы мирного населения, духовная изоляция. Образ Времени в рассказе. Основная мысль рассказа.
Тема 9. Новые имена.
Л. Улицкая. «Сонечка», «Дочь Бухары» («Новый мир», №1, 1993). Художественное своеобразие рассказов Улицкой. Цена любви в произведениях писательницы. Отсутствие дидактичности в её рассказах. Размышление о том, чем жив человек. Нравственная красота героинь Улицкой, их непохожесть на других и одиночество. Поиски идеала в женских образах. Сострадание, милосердие и жертвенность женщины в произведениях Улицкой. Обострённое чувство горечи, боли за своих героинь и одновременно любование ими. Своеобразие языка произведений Улицкой.
Ю. Буйда. «Весёлая Гертруда» («Знамя», №9, 1994), «Синдбад Мореход», «Пятьдесят два буковых дерева», «Всё больше ангелов».
Тематическое планирование курса (34 часа)
№ п/п |
Название темы. Количество часов | Виды учебной деятельности и формы её организации |
1 | Вводное занятие (1 час). Знакомство с «толстыми» журналами. Имена знакомые и новые авторы журнальных публикаций. | Мини-лекция учителя с демонстрацией журналов. |
2 | Последние произведения В. Астафьева (5 часов). Рассказ «Ягоды для папы». | Несколько слов о писателе В. Астафьеве. Беседа о первоначальном восприятии предварительно прочитанного учащимися рассказа В. Астафьева «Ягоды для папы». Работа с текстом рассказа. Групповая работа — сопоставление эпизодов, определение их функций. Индивидуальная работа — «Система символов в рассказе»: горная река Чусовая как символ; Кутамышский мыс; земляника как символ радости жизни. |
Повесть «Весёлый солдат». Судьба фронтовика. Показ послевоенной эпохи как эпохи трагической, наполненной горечью. | Чтение и анализ ключевых эпизодов — работа в малых группах. А. Эпизод первый. Бой: точная датировка; жестокая память; пейзаж и его роль; изобразительные средства в описании местности под деревушкой в Польше; портрет убитого немца; бессонная ночь после боя. Б. Эпизод второй. Солдат женится. В бане: размышления рассказчика об истоках, причинах откровенной прямоты своего повествования, нарочитой грубости в поведении героя-рассказчика; роль рассказа о трёх реках, его близость жанру легенды, сказания. В. Эпизод третий. В военкомате: судьба фронтовика; размышления о том, что есть истинный героизм; противостояние Вани Шаньгина и майора. Г. Эпизод четвёртый. Смерть Лидочки: смерть первенца и смерть немца, смысл параллели. Д. Эпизод пятый. Пленный солдат: проблема милосердия и загадка русской души; слова пленного немца — в названии повести; смысл названия. Е. Эпизод последний. Через много лет: смысл возврата в концовке к начальным строчкам повести; горькие воспоминания и очистительная скорбь в повести. Заключительная аналитическая беседа о языке повести, смысле названия, тональности повествования, основной мысли, заложенной в произведении и личных впечатлениях учащихся о повести. |
|
Рассказ «Пролётный гусь». | Самостоятельное чтение учащимися рассказа, продолжающего мысль, начатую в повести «Весёлый солдат». Домашнее сочинение: рецензия или эссе. | |
«Жестокие романсы». | Работа учащихся в парах, подготовка сообщений: портретная и психологическая характеристика главного героя; галерея человеческих типов, приём антитезы в их показе; горькая участь фронтовика в произведении Астафьева. | |
Тема природы в рассказах «Тень рыбы», «Улыбка волчицы», «Ельчик-бельчик». | Самостоятельное чтение учащимися одного из рассказов, его презентация классу. Сочинение «Как раскрывает Астафьев мысль об ответственности человека за природу в своих произведениях?». | |
3 | В. Быков (3 часа). Углубление темы Великой Отечественной войны. Повесть «Полюби меня, солдатик...». | Обсуждение прочитанной повести с использованием рекомендованных для беседы направлений: причина острой полемики вокруг повести Быкова; современное осмысление социально-психологического среза в произведении; нравственные основы личности в трагических коллизиях войны; образ молодого солдата, щемящая совестливость, чистота юной души; женщина и война; проблема милосердия и человечности в произведении писателя. (Возможно свободное обсуждение вопросов, мыслей, возникших в ходе чтения повести.) |
Изображение послевоенной деревни в рассказе «Пасхальное яичко». | Мини-исследование учащихся в группах: изображение послевоенной деревни, приметы времени в рассказе; образ Выползка (история его жизни, «говорящее» имя, самохарактеристика, роль внутренних монологов); «женское счастье» Ганны; смысл концовки в рассказе. | |
«Глухой час ночи». | Самостоятельное знакомство учащихся с рассказом. Написание сочинения-рассуждения «Человек в условиях выбора» или «В чём состоит нравственный потенциал рассказа Быкова „Глухой час ночи”»? | |
4 | Е. Носов (3 часа). Рассказ «Сронилось колечко». | Выступление творческих групп с подготовленными исследовательскими работами:
|
«Красное, жёлтое, зелёное». | Отражение особенностей эпохи. Уважение к человеку труда. Судьба детей. Драматическая развязка рассказа, его нравственное содержание. Написание творческой работы. Варианты:
|
|
Рассказы «Фагот» и «Костёр на ветру». | Письменный развёрнутый ответ на один из вопросов:
|
|
«Тёмная вода». | Самостоятельное чтение рассказа учащимися и написание сочинения-миниатюры «Чем привлекателен для читателя образ простой русской крестьянки в рассказе Носова?». | |
5 | Б. Екимов (4 часа). «Враг народа». | Комментированное чтение фрагментов рассказа, беседа: А. Разговор Раисы и Лёльки (гл. 2). Б. Совет Тарасова с сыном (гл. 3). В. «Суд» односельчан над Тарасовым (гл. 3). Г. Горькие воспоминания (конец гл. 3). |
Цикл рассказов «Житейские истории». | Самостоятельное чтение рассказов. Написание рецензии на один из них. | |
«Фетисыч». | Работа в малых группах: мини-исследования (образ главного героя, детали трудного быта в рассказе, образы учителей, эпизодические образы, роль пейзажа, интерьера, образ гибнущей деревни в рассказе). | |
«Возвращение». | Самостоятельное чтение рассказа. Написание сочинения-рецензии с использованием опорных фраз: — проблема нравственных ценностей народа в изменяющемся мире; пристальный интерес писателя к сложному духовному миру человека; лиризм мироощущения в рассказе; тема духовной связи поколений; восприятие природы во всём многообразии её красок, звуков, запахов; поиски нравственного идеала в женских образах; сострадание и милосердие русской женщины. |
|
6 | В. Распутин (3 часа). «Изба». | Работа в парах по темам: мотив разрушения и строительства в рассказе; символика в рассказе; нравственные уроки Агафьи. |
«Женский разговор». | Опыт медленного чтения. Совместное комментирование текста по следующим направлениям: тема разговора, диалога в рассказе; смысл названия; психологический портрет Вики; трудная любовь Натальи; две «женские правды» в рассказе; пейзаж, антитеза как основной художественный приём в рассказе. | |
«В ту же землю». | Пересказ ключевых эпизодов рассказа. Впечатления от прочитанного. Беседа по направлениям: нелёгкая судьба Пашуты; проблемы современной деревни, власти, семьи и воспитания в рассказе; противопоставление города и деревни в рассказе; нравственные проблемы в рассказе. | |
«Нежданно-негаданно». | Самостоятельное знакомство с рассказом. Написание рецензии или эссе. | |
7 | Г. Бакланов (1 час). «Кондратий». | Урок-размышление: «Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение в рассказе Бакланова» (свободное обсуждение). |
8 | Новое слово в показе войны. А. Адамович (1 час). «Немой». | Слово учителя о творчестве А. Адамовича. Обсуждение прочитанного рассказа в дискуссионной форме либо беседа по вопросам: необычность сюжета и конфликта; событие, поставившее перед выбором, цена любви; драматичность повествования, суровая правда о войне; попытка писателя пробудить в человеке милосердие, любовь к ближнему, отвращение и ненависть к насилию; публицистичность стиля повествования. |
О. Ермаков (1 час). «Последний рассказ о войне». Наш современник на войне. | Выступление подготовленного ученика с сообщением из истории войны в Афганистане. Слово учителя о творчестве О. Ермакова. Беседа с учащимися по прочитанному произведению. | |
9 | Новые имена. Л. Улицкая (2 часа). «Сонечка», «Дочь Бухары». | Слово учителя о художественной манере писательницы. Комментированное чтение фрагментов рассказов. Беседа по темам: цена любви в произведениях Улицкой; поиски идеала в женских образах; сострадание, милосердие и жертвенность женщины; своеобразие языка. |
Ю. Буйда (2 часа). «Весёлая Гертруда», «Синдбад Мореход», «Всё больше ангелов», «Пятьдесят два буковых дерева». | Самостоятельное знакомство учащихся с одним из рассказов, его презентация классу. | |
Урок-конференция по прочитанным произведениям (2 часа). | Представление учащимися самостоятельно подготовленных исследовательских, творческих работ и рефератов. |
Программа была опубликована в сборнике МИОО «Преподавание литературы учащимся с филологической одарённостью».